четвъртък, юни 04, 2009

Скити и келти.Скито-келтски пояс в района на Дунав

откъси от "Из предыстории народов Европы" на А.Г. Кузьмин


Одним из негативных результатов господства позитивизма в науке является разобщенность даже близких дисциплин. Известный ученый Д.Ж.Томсон, указав на очевидную близость этнологии и археологии, заметил, что «до сих пор, однако, не было сделано ни одной сколько-нибудь успешной попытки сопоставить между собой данные этих двух наук».
Един от негативните резултати на господството на позитивизма в науката се явява разделеността на близки дисциплини.Томсън смята че етнологията и археологията са близки науки но също и че никой не се досеща да съпостави резултатите от тях.
Светлая пигментация большинства групп индоевропейцев, в особенности именно кроманьонского типа, свидетельствует о сложении их в северной зоне. Однако само понятие «северная зона» также весьма подвижно. По всей вероятности, этот тип населения складывался на территории, смежной с ледниковой зоной, то отступая перед надвижением ледника, то следуя за его отступлением. Уже в то время, видимо, кроманьонцы вынуждены были совершать дальние передвижения, в ходе которых отдельные их группы попадали в разные условия как географические, так и этнические.
Светлата пигментация на голяма част от индоевропейците за разлика от кроманьонците говори за разположението им в северна зона, за която също се спори – възможно тя да се придвижва с топенето на ледниците.
В настоящее время у многих индоевропейских народов отыскиваются традиции, по крайней мере, с эпохи мезолита. Так, с раннего мезолита заселяли юг Балканского полуострова ахейцы, которых нет оснований выносить за скобки индоевропейской общности. В IV–III тыс. до н.э. здесь происходит процесс ассимиляции протогреками (праионянами) также индоевропейцев – пеласгов. [138. Т.В.Блаватская. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976. С. 27, 35.] С аналогичной картиной мы сталкиваемся в Бретани, где можно говорить о наложении неиндоевропейских групп на более ранние индоевропейские. [139. P. R. Giot. Armoricains et bretons. Etude antropologique. Rennes. 1951. PP. 59 – 60, 143–144. Неиндоевропейские типы пришли сюда как с юга, так и с севера.] Что касается Северного Причерноморья, то оно неизменно во всей мировой литературе выступает в качестве «главного претендента» на роль индоевропейской прародины
Например в Бретан се говори за наслагване на неиндоевропейски групи върху по-ранни индоевропейски.Неиндоевропейските типове са дошли тук от юг и от север.
Средневековая историография уже вынуждена была сопоставлять предания, выводящие одни и те же народы либо с юго-востока, либо с северо-запада Европы. Так, Иордан большинство народов выводит из Скандинавии, хотя знаком и с автохтонными теориями происхождения тех же народов. С другой стороны, у норманнов устойчиво сохранялись предания о прибытии их «из Азии» или от Приазовья. При всей кажущейся сказочности и надуманности этих преданий, в них есть рациональное зерно: они отражают в обоих случаях действительное направление этнических передвижений, хотя и не дают достаточно надежных хронологических указаний в этой связи
Средновековната историография и различни предания извежда едни и същи народи ту от юго-изток , ту от северо-запад.
В.П.Алексеев заключает, что «основная масса предков современного населения севера Европы происходит с юга». В то же время он находит «совершенно очевидным», что «в эпоху неолита и тем более мезолита, может быть даже и в эпоху бронзы, они не говорили на германских языках. В то же время антропологически устанавливается преемственность между неолитическим и современным населением. Этим ставится вопрос о значительной роли субстрата в сложении европейских народов, говорящих на германских языках, и в частности народов Скандинавии». [165. Там же.] О характере связей с этим населением славян речь будет ниже.
Алексеев прави заключение ,че предците на Северна Европа произхождат от юг и не са говорели на немски езици


Через Средиземноморье на дальний северо-запад Европы распространялось в поздненеолитическую эпоху и иное население. Оно связывалось с культурой мегалитов. Эта культура охватывает огромные пространства от Кавказа до Скандинавии, захватывая часть Причерноморья и Волыни, отдельные острова и прибрежные районы Средиземноморья, северо-запад Испании, большую часть Франции, в особенности Бретань, Британские острова, север Германии. Мегалиты известны также в Индии и Японии. Такая широта распространения культуры заставляет многих исследователей воспринимать ее как отражение стадиального развития, а не расселение родственных народов. Тем не менее в большинстве случаев речь может идти именно о родственном населении. В сущности, только Япония лежит за пределами зоны индоевропейского населения. И в большинство названных областей культура приходит извне.
През Средиземноморието на северо-запад се разпространява и население ,което се свързва с културата на мегалитите.Тази култура обхваща огромни пространства от Кавказ до Скандинавия , Европа и се среща в Индия и Япония.
Так же, как и в культурах шнуровой керамики, в большинстве областей распространения культуры мегалитов отмечается один и тот же антропологический тип: это т.н. средиземноморско-атлантический европеид, характеризующийся высоким ростом, длинноголовостью и, в отличие от культур шнуровой керамики, чрезвычайно узким лицом. В Скандинавии до сих пор смешиваются два названных типа. Но к германцам не имеет отношения и второй – мегалитический: то же смешение отмечается, например, в Бретани, но никаких германских элементов здесь от эпохи неолита до раннего железа не видно.

Мегалитната култура се свързва с един и същ антропологичен тип – висок ръст, издължена глава /може би идч/ и за разлика от културата на шнуровата керамика – много тясно лице.
Эта культура является самым мощным подслоем современных кельтических народов – бретонцев, ирландцев, уэльсцев, шотландцев. Именно на этих территориях, равно как и на некоторых недавно ассимилированных зонах прежнего кельтского расселения (остров Мен и др.), сохраняется наибольшее количество мегалитических сооружений, и они носят здесь наиболее многообразный характер
Тази култура се явява най-силен слой на келтските народи , тъй като на тези територии се съхраняват най-големи количества мегалитни съоръжения и са най-разнообразни.
Около 1800 г. до н.э. с юго-запада Испании стремительно распространяется культура колоколовидных кубков. Она смешивается с культурой мегалитов на побережье и проникает через Южную Францию в Северную Италию, распространяясь вниз по Рейну, а также в Центральную Европу. Очевидно, не без влияния этой культуры во взаимодействии с культурами, выросшими на базе культур ленточной керамики, складывается унетицкая культура. Население культуры колоколовидных кубков, вместе с более древним лапоноидным, приняло участие в сложении среднеевропейского мезокранного относительно широколицего антропологического типа, который вошел в качестве компонента в состав кельтов, а также славян.
Около 1800 г от юго-източна Испания се разпространява културата на камбановидните чаши , смесва се с тази на мегалитите и прониква през Южна Франция в Северна Италия по Рейн и Централна Европа..Населението от културата на чашите с по-древните лапланоиди е причина за образуването на средноевропейски относително широколиц антропологически тип.
Смена погребального обряда обычно связана с изменением религиозных представлений.Начинът на погребението зависи от религията на народите – с нейната смяна се сменя и той.


Гальштатская культура имеет непосредственную связь с историческими кельтами, а в отдельных районах Запада она прямо переходит в латенскую, идентификация которой с кельтами прочно обоснована. Как и позднее у кельтов, в гальштатском могильнике сосуществуют трупоположения и трупосожжения, отражая смешанный состав населения. В VII в. до н.э. в гальштатском ареале появляются погребения с четырехколесными повозками и богатыми деталями конской сбруи. Как и большинство новшеств, связанных с коневодством, обычай этот распространялся с Востока. Не случайно поэтому в зарубежной литературе сложение кельтского этноса объясняют смешением местного населения севернее Альп и пришельцев с Востока. При этом в большинстве случаев предполагается две волны передвижений с Востока, одна из которых относится к XIII в. до н.э. и связана с кобанской культурой Кавказа, а другая с собственно киммерийцами. [187. На сходство элементов материальной культуры гальштата и Кавказа обращали внимание многие археологи, в том числе Жак де Морган и В.Нордон Чайлд (см. С.К.Дикшит. Введение в археологию. М., 1960. С. 473–474). О киммерийцах, как передатчиках кавказского влияния на гальштат см.: С.П.Толстов. Указ. соч. С. 13–14. Мнения о сложении кельтского этноса в связи с двумя вторжениями с востока см.: M.Gilbert. Pierrs megalitiques dans le maine et cromlechs en France. Guernesey, 1962, p. 31–71].
Всички новости свързани с коневодството се разпространяват от изток.Келтския етнос обясняват със смесване на местно население на север от Алпите и пришелци от изток – една вълна 13в пр.хр свързана с кобанската култура на Кавказ и втора – с кимерийците.
Около VI в. до н.э. в Центральной Европе усиливаются кельты, а с востока сюда врываются отряды скифов. В районе Дуная эти этносы сталкиваются и смешиваются, образуя полосу, занятую, согласно греческим источникам, «кельтоскифами». Области лужицкой культуры еще раз подвергаются разгрому, приводящему к упадку ее центров. Скифы проникают до Балтийского побережья, оставляя области, ранее занятые тшинецкой культурой, как бы в тылу. По-видимому, Ге-родотова Скифия еще включала и земли севернее Карпат. Но затем здесь возникают самостоятельные образования. С III в. до н.э. в значительной части Центральной Европы и Придунайской области устанавливается кельтское господство. Кельты к этому времени заселяют всю Галлию, значительную часть Испании, Британию, Ирландию, просачиваются на Балканы и Причерноморье, проникают в Малую Азию, где создают особое государственное образование – Галатию. Они ассимилируют многие иноязычные племена, а на многие другие ложится отпечаток самобытной кельтской «латеиской» культуры. «Чудовищный разлив кельтской речи», о котором писал Н.Я.Марр [190. Н.Я.Марр. Избранные работы. Т. V. М., 1935. С. 430.], просматривается прямо-таки «от тайги до британских морей».
Около 6в пр.хр. в Централна Европа се засилва влиянието на келтите , а от изток тук се наблюдава нашествие на скитски отряди. В района на Дунав тези етноси се срещат и образуват пояс от келто-скити.Скитите проникват до Балтийския бряг ,а Херодотова Скития включва и земите северно от Карпатите.
Через всю античную традицию проходит и представление о родстве причерноморских киммерийцев с населением самого дальнего «Запада» и побережья «Океана».
Существенно также, что у ряда кельтских народов сохранились предания о том, что они вышли с территории между Каспием и Причерноморьем. Автор уже VIII в. Беда записал предание о прибытии из «Скифии» шотландского племени пиктов.В античната традиция се наблюдава представата за родството на кимерийците с населението живеещо на Океана, а в келтските предания се говори за идването на пиктите от Скития.
www.zlev.ru

Приложение:Скитски календар;Находка от Синеморец;Мегалит от Бегликташ
Приморско