сряда, май 13, 2009

Свадебны обред из селе Аспарухово/Овчага,Ченге/ Североизточной Болгарии

Это описание сделано 1962г. от селчанина Неделчо Банков.

Трое,пять или семь женщин идут у невесту.Нечетное число не случайно - чтобы молодие будут искъсър.
Они говорят: Пришли для вашего уракчий/жнец/, чтобы дадите его нашем деметчий/человек
кто вязает снопы/.Потом уточняють когда будет помолвка.Несколько мужчин близкие парню/младоженца/
опять нечетное число идут у невесту.Опять договоряют согласию помолвки.
Одной вечерю свекор и свекровь посещают невесту с близкими людьми,чтобы осмотрють подарки.Всех
подарков определяют цену и свекор платить ее.
Во воскресению или празнику свекор,свекровь,младоженец и близкие идут в гости у невесту.
Свекор несет бъклицу/маленький бочонок/ и подарки невесте: алтъни,гердани/ожарелье/
и уравели/гривни-барслеты/.Во время входа на дворе стреляют оружием.Изполняют танцы
хоро.Входят в доме и становиться возле стола.Свекор подает бочонок с правом на лево и все
пьют вино,потом дарют невесту подарки.Гостям дарят каждому полотенце.Потом все угощаются.
Помолвка продолжает не менее от одного года.Двое семя работают вместе/зареда/,чтобы
помогают себе взаимно и узнают друг друга.Есть редкие случаи когда растраивают помолвку.
Свадьба.Начинает в среду.Девочки из рода парня собираются в доме младоженца и замазывают
полов всех комнат.Невеста и ее подругы делают это в ее доме.Девочки из рода парня называются-зълва
а из рода невесте - лъджийка.
В пятницу лъджийки собираются,чтобы убрать дара невесте.Люди из селе приезжают ,чтобы
разглядут дара.Вечером зълви месят тесто для медника.Невеста повязывает на голове
полотенце - оно будет байрак на свадбе.Она получает одежди которым будет одета на свадбе от
свекора и свекрове - ураам/врахам,сукман/,калцуни/чулки/,красные чейли/чехли-туфли/,ентерия.Мать невесте дает одежди младоженца - риза,опас,гевслик/елек-жилет/,чулки.В суботе делают вечерник.Родственики невести собираются в ее доме и пеють песни и изполняют танц хоро.Родственики младоженца тоже прибывают в ее доме,где все угощаются,веселится,
поют песни.Поздно вечером они уезжают домой.
Во воскресение утром мать невесте месит хлеб ввиде креста и в его середине завязывает ветка базилика красном нитку.Невеста закусывает с хлебом отпивает глоток вина,осталные делают тоже самое.Такой хлеб
делают и у младоженца.Парни приготовляют болшой прут и завязывают на пруте полотенце - байрак.
Прут-байрак забивают на вороте.Намазывают прута жиром,чтобы сваты не смогут легко снять байрака.
Невеста подни мается на яблоном или айвовом дереве и отрубляет ветку с тримя рогами - это будет ела.Потом невеста одевает свадебные одежды.
Ее отец дает ей в руки прутик.С прутику она идет и прощается с взрослым людям в троих соседних домах.
Потом изполняют хоро во главе невестой с прутику в руке.
У младоженца тоже приготовляют байрак.Он и его родники приходят у крестного отца/кум/ чтобы
приглашат его сделат венчавка.Угощаются пеють песни и танцуют.Возвращаются в доме младоженца.
Там парикхмахер брит младоженца.В это время на дворе изполняют хоро.Мать младоженца дает ему трое монеты.
Дети из рода невесте ждут прихода младоженца и остальных участники в свадбе у ворота и не пускают гостей пока они не дадут им денги и подарки.Ворота не открывается пока родники младоженца не снимут полотенце-байрак.Потом они забивают свой байрак на стене над дверю.Все становится за столом на дворе.
Девер/младший брат младоженца/,младоженец и невеста останавливаются в комнате невесте повернутые на восток с зажженными свечами как невеста находится по середине на левой стороне младоженца.Крестная мать наливает в чаше вино капает капли вино на плечами и голове младоженца,а потом он пьет три раза из чашей.Тоже самое делает и с невестой.
Лъджийки продают елу крестному отцу и пеют песни Над момкум двори три слънца греят ,Я си приеми кръстниче тънка ела.Символичное значение этого обряда означает что солнце является свидетелем и покровителем брачного договора.
Потом играют особую музыку во времени вывода невесте на дворе.Крестная мать держит полотенце за одного конца,невеста и младоженец держит полотенце за других концов и она ведет их на дворе где они поднимаются против солнце.Женщины из рода невесте даруют их посудами,мужчины дают им денги.Младоженец целует руку матери невесте и дает ей монеты которые дала ему его мать чтобы платить грудное молоко.
Все приходят в доме младоженца.Здесь делают малка прошка.Трое крестных отцов сядут на трое стула ,а младоженец и невеста - в противоположном угле.Главны крестный отец наливает в трем чашей вино.Берет одна из них в руки.Младоженец делает два шага вперед.Крестный отец говорит Дал бог добро кумец,отпивает вино,младоженец снова делает два шага.Это повторяют три раза.Младоженец отпивает вино.Тоже самое делают второй и третий крестны отец.Это повторяется и с невестой.
Одна неделя невеста не разговарывает ни с кем.
Во воскресенье девер берет трое палки ,а невеста берет котелок и они идет на реку.Там они наполняют котелок водой.Три раза окружают котелка,потом поворачивают его.Девер сядет сверху котелка напротив солнце,невеста наклоняется и он начинает наматывать вуалю на трех палках.После этого невеста можно разговаривает с всем.

http://liternet.bg/publish/akaloianov/iunak/vejka.htm

Няма коментари: