biblio.darial-online.ru
Ето няколко откъса от неговите мемоари
Благодаря Богу мне удалось устранить бесполезную и разорительную
войну. Успокоив чеченцев и войска, бывшие готовыми начать войну,
начал я убеждать и высшее начальство в необходимости определить и
объявить чеченскому народу то, что от русского правительства их
ждет в будущем, что без этого все меры и старания водворить в крае
желанное спокойствие не принесут результата.
Вследствие этого главнокомандующий дал чеченскому народу
следующий акт:
ПРОКЛАМАЦИЯ ЧЕЧЕНСКОМУ НАРОДУ
«Объявляю вам от имени Государя Императора:
1. Что правительство русское предоставляет вам совершенно
свободно исполнить навсегда веру ваших отцов.
2. Что от вас никогда не будут требовать солдат и не обратят вас
в казаки.
3. Даруется вам льгота на три года со дня утверждения сего акта.
По истечении сего срока вы должны будете, для содержания ваших
народных управлений, вносить по три рубля с дома. Предоставляется,
однако, аульным обществам самим производить раскладку этого сбора.
4. Что поставленные над вами правители будут управлять по шариату
и адату, а суд и расправы будут отправляться в народных судах,
составленных из лучших людей, вами самими избранных и утвержденных
начальством.
5. Что права каждого из вас на принадлежащее вам имущество будут
неприкосновенны. Земли ваши, которыми вы владеете или которыми
наделены русским начальством, будут утверждены за вами актами и
планами в неотъемлемое владение ваше, и только в случае нарушения
верности Государю Императору изменой или возмущением лишаетесь вы
владения ими.
6. Что обычай кровомщения (канлы), как противный народному
благосостоянию, уничтожается, а убийцы будут судимы и наказываемы
по русским законам.
............
Вдруг правительство по обыкновению своему изменило все прежние
свои предположения, нашло полезным стеснить чеченцев землею, с
целью, чтобы они сами оставили Чечню и переходили на жительство за
Терек. С этой целью назначена была комиссия под председательством
генерального штаба полковника Розенкампфа. Она выяснила количество
чеченской земли и вопреки только что отданного чеченцам акта, вся
нагорная часть ее отошла в казну, а чеченцам оставлена только
незначительная часть ее без леса, так что на двор приходилось от 7
до 10 десятин, во дворе же средним числом числилось не менее пяти
душ.
Огорчившись распоряжением этим столько же, сколько я был
обрадован актом или, вернее выразить, оптическим обманом, я,
внимательно рассуждая, задал себе вопросы:
Первый – хочет ли правительстве, как оно постоянно твердит и
официально убеждает, сделать кавказские народы счастливыми и
верными царю подданными? Хотя долг человечности и справедливость
требуют того, чтобы правительство искренно к тому стремилось, из
дел его, однако, ясно видно, что оно только говорит и пишет об
этом, а на самом же деле, пуская в дело обман и изворотливость,
стремится оторвать их от своей религии и национальности и слить с
русскими. Следовательно, нечего здесь думать и рассуждать: дело
ясно и понятно.
Второй вопрос – если так, то зачем же я служу и что от моей
службы могу ожидать себе в будущем? Не пора ли мне оставить
службу. До сих пор я служил в надежде занять почетное место с
правом голоса в делах края и безукоризненною службою своею быть
полезным нуждающимся в помощи моим соотечественникам, и также моим
наследникам и тем заслужить себе в родном крае приятное потомству
моему воспоминание.
..........
Тут в заключение не могу не сказать, что по всей справедливости
надлежит признать ту неоспоримую истину, что русские, хотя могучею
силою своих войск и средств наконец успели покорить Кавказ, и
войска русские всегда могут гордиться своими военными подвигами,
но правительство, напротив того, должно всегда краснеть как перед
кавказскими народами, так равно и перед Россией.
.............
Правительство же, напротив того, беспощадно отняло у них земли,
оставив им только от 10 до 32 десятин на двор (во дворе, средним
числом не менее 5 душ), а остальную отдала вновь прибывшим
переселенцам из России, назначая им на душу от 25 до 30 десятин;
а также в награду русским генералам и чиновникам, затмевавшим
истину, от 1 до 12 тысяч десятин.
Из этого очень понятно, к чему русская власть стремилась. Зачем и
для какой пользы.
Она награждала горцев по заслугам и по политическим видам
царскими чинами и орденами. Зачем же они не пользовались правами,
им законом в России предоставленными, и, не говоря о штаб- и обер-
офицерах, заслуженных генералах, державших сторону справедливости,
ссылала с Кавказа в Россию, арестованными без суда и закона, лишь
только по произвольному и не доказанному доносу.
Зачем она осетин, назрановцев, дидоевцев, абхазцев вопреки
христианских правил насильно приводила в христианство? Не желавших
казаки связывали, и после сильных побоев неграмотный поп обливал
их водой, а иногда и мазал им губы свиным салом; писарь записывал
их имена и прозвания в книгу – как принявших по убеждению святое
крещение – и после требовал от таких мучеников строгого
исполнения христианских обрядов, коих не только они, несчастные,
но и крестивший их поп не знал и не понимал. За 1 непослушание же
подвергали горцев телесным наказаниям, арестам и денежным
штрафам.31
biblio.darial-online.ru
Няма коментари:
Публикуване на коментар