вторник, октомври 19, 2010

Поглед върху осетинската история

През м.август тази година излезе книгата
Новый взгляд на историю осетинского народа 
на автора Тахир Моллаев,роден 1972г в 
гр. Тырнауз Кабардино-Балкария.Завършил е
факултет по романо-немска филология в КБГУ 
и аспирантура в ВГИ в гр Нальчик.
В своята книга авторът излага някои свои
доводи и съображения за произхода на осетинския
етнос в Кавказ.Тезата на автора е ,че основна 
определяща съставна част на осетинския етнос
са ирански заселници  по времето на сасанидите,
когато за защита на кавказките проходи се 
изграждат от персите много укрепления с 
войскови гарнизони.Авторът конкретно визира едно
такова заселване на ирански войни в Кахетия описано
от летописеца Леонти Мровели в «Жизнь картлийских царей».,
когато иранския принц Мириан се жени за дъщерята
на Аспагур:

Как только внял царь Касре  упованиям картлийцев,
женил он своего сына Мириана на дочери картлийского 
царя, дал картлийцам в цари сына своего 
и посадил его во Мцхете…
    Оставил (Мириану) сорок тысяч отборных 
всадников… Да заключил договор с картлийцами о том,
чтобы все ворота ,крепости и города были бы под
властью персидских отрядов...
    Царь двинулся и забрал все ущелья кавкасианов, 
учредил всюду (своих) мтаваров и повелел им повиноваться 
сыну его Мириану, и повелел Мириану, сыну своему, и 
воспитателю Мирванозу, дабы воевали против хазар
...
Тогда Мириан прервал (военные) действия против 
хазар, призвал из Персии сродственника своего 
из царской семьи по имени Пероз. Последний привел 
с собой большое войско. Выдал он замуж за этого 
Пероза дочь свою и пожаловал (им) земли от Хунани
до Бардава, по обоим берегам Куры, 
назначив его там эриставом... 

Според автора името на осетинското общество
Ирон,Иристон има пряк произход от името 
на иранската държава ,установено с идването 
на сасанидите на власт – Ирон,Эрон.В книгата 
също се разглеждат и някои особености на 
осетинския език отбелязани още от Абаев.
В средновековния период автора свързва 
осетинците с упоменаваните на 
Кавказ цанари,които контролирали 
централнокавказките пътища и извършвали 
и митническа и налогова дейност.В по-късно време 
със същата дейност се занимавали и някои 
осетински родове.Окончателния извод в книгата е 
че осетинския етнос е резултат от смесването на 
автохтонно кавказко население вайнахи и 
ирански заселници.В книгата също се разглеждат някои
въпроси касаещи скити,алани и държавата на 
Чингизидите.Ето няколко откъса от книгата

Из-за особенностей образа жизни - нестационарности, кочевники,
 вообще, не могут ассимилировать иной народ. И напротив, сами
 могут ассимилироваться в среде, существенно превосходящих их
 по численности оседлых народов, оседая и утрачивая свои
 этнокультурные особенности. В таких случаях, как говорил арабский
 учёный Бин-аль-Асир - «земля берёт верх». Этот момент по-своему
 отметил и А.Бушков: «Тюркам только показалось, что это они
 завоевывают мир. На самом деле это их незаметно завоевывали и
покоряли невидимые и неощутимые, как радиация, но столь же
смертоносные чужие установления, витавшие над занятыми городами». (2007 г.).
.....
Выдающийся историк 19 века В. Митфорд в «Истории Греции» писал:
 «В мире существуют места, жители которых сильно отличаются
 от других людей по своим обычаям и образу жизни. Из них стоит
 выделить, называемую греками скитами, а современниками – татарами».
 (Митфорд В., 1838, 419).
.....
Также, по сообщению фламандского монаха Гильома де Рубрука,
 совершившего с дипломатической миссией в 1253-1255 годах по поручению
 французского короля Людовика IX путешествие в Орду, известно, что и через
 три десятка лет после этих событий
 (поражения на равнинной части своей территории),
аланы с  гор ещё достаточно долгое время досаждали ордынцев.
 И поэтому двое из десяти воинов
Сартака (сын Батыя, внук Джучи, правнук Чингисхана) должны были
охранять выходы с горных ущелий, чтобы аланы не делали нападений
 и не угоняли скот. Вот как это описано у Г. Де Рубрука:
 «Аланы на этих горах все еще не покорены, так, что из каждо­го десятка
 людей Сартака двоим, надлежало караулить гор­ные ущелья, чтобы эти
 аланы не выходили из гор для похище­ния их стад на равнине».
.....
Имя языческого «божества» Солнца у скифов, по Геродоту, Гойтосир,
 что с некоторыми метатезами и искажениями созвучно имени языческого
 «божества» Солнца у карачаево-балкарцев – Кюн тейриси – «бог» Солнца,
 или как ещё назывался  - Кюй тейриси – «бог» пламени, «бог» огня.
 Кюй, гюй (тюркск.) – гореть. (И.М.Мизиев, К.Т.Лайпанов, 1993).
...
Лукиана, скиф Токсарис говорит: «Клянусь мечом и ветром…» -
 поскольку Эрей являлся «богом» ветра и войны, и олицетворялся в образе меча.
 И потому, Арей, скорее всего, тот же карачаево-балкарский Эрирей,
 которого, в краткой форме, именуют Эрей
.....
Дело в том, что современное название реки стало созвучным с осетинским
 словом из-за фонетических восприятий на русский язык тюркского слова Тын – Тихий
, Спокойный. И у казаков эпитет этой реки «Тихий» был не случайным,
 вероятно, это было калькой тюркского названия, в котором
 отразился характер течения реки.
....
Во всех ранних  письменных источниках эта река называлась Тан, Танаис.
 Адыги, которые исторически были хорошо знакомы с этой рекой,
называют её – Тэн. (Бетрозов Р.Ж., 1991).
.....
По правилам осетинского языка определение всегда должно стоять после определяемого слова
. И потому, должно было быть не Дон-стур к примеру,
 а Стур-дон, не Дон-апр, а Апр-дон и т.д. И по утверждению Абаева В.И.
 обратный порядок слов в осетинском языке «немыслим»
.....
Представленная этимология этнонима алан перекликается со словами
 византийского летописца Аммиана Марцеллина (IV век), который писал,
 что название аланов происходит от названия гор. Но, какие же горы это могли бытья,
 с которыми этот автор связывал название аланов? Наиболее подходит, распространённый 
 в тюркском мире термин - Ала-тау - Светлые горы. Так по тюркской традиции называются
 любые горы, которые покрываются снегом и он держится на них продолжительное
 время, в отличие от гор, называемых Кара-тау - Чёрные горы,
 на вершинах которых снег не задерживается (БЭС, Кара-тау).
 Название «Ала-тау» сейчас закрепилось за несколькими горными системами,
 характеризующиеся описанными особенностями.
Кавказские горы, в особенности горы Карачаево-Балкарии (Алании),
 являющиеся самыми высокими горами Кавказа, России и Европы
 также характеризуются этой особенностью - на них круглый год
 лежит снег, и они также подпадают под категорию гор,
 по тюркской терминологии, называемых Ала-тау
....

Названия тотемных животных в связи с предрассудками,
 нередко скрывались и менялись на другое название, отражающее какой-либо
 признак этого животного. К примеру, снежного барса можно называть
 в соответствии с его характерной светло-пятнистой мастью – алан.
Если эта этимология верна, то данное слово становится в один ряд
 с такими тюркскими словами (с компонентом -ан, -анг - «зверь»),
 как аслан – лев, къаплан – тигр, джилан – змея и т.п.
 С учётом того, что Алания иногда называлась и Барсилией
 (Страной барсов), это предположение представляется
довольно реальным.
.....
В эпоху династии Сасанидов название Иран (на языке иранцев - Ирон) –
 стало официальным названием страны, название с которым,
 несомненно, связано и этническое самоназвание осетин – ирон
...
Фонетическая форма этнонима «арий» - «ир» - результат имманентного,
 внутреннего развития из древнеиранской формы, получившей настоящее
 фонетическое оформление только к первым векам нашей эры.
И потому, исходя из этого, и некоторых других оснований, можно уверенно
 констатировать факт, что самоназвание осетин – ирон, напрямую связано
 с Ираном периода династии Сасанидов.
...
Осетинское «Сказание об Ирбараге», записанное в 1865 г во Владикавказе,
 также подтверждает данную концепцию. Начинается оно так:
«Когда Иры жили на востоке, то это было для них золотым веком,
 потому что они покорили всех. Могущественный властитель иров назывался
 Ирбараг, то есть Всадник Ир. Даже среди красивых иров Ирбараг был
 самый красивый, самый храбрый и всеми любимый.
Его галуан стоял в высоких до неба горах, куда было трудно залететь
 даже ласточке»
.....
В древнегрузинском источнике «Мокцевай Картлисай» сообщается,
 что Иран и Византия, по взаимной договоренности, ежегодно выплачивали
 цанарам вознаграждение за то, что те охраняли Дарьяльское ущелье
 и регион Закавказья от вторжений с севера кочевых племен.
Этимология слова «цанар/санар» представляется возможной с позиции
карачаево-балкарского языка, на котором оно буквально значит
 «тот, кто посчитает», сана – «посчитай», санар – «тот, кто посчитает».
 Такое  название закрепилось за потомками мириановских всадников – цанар/санар
 в связи с тем, что они контролировали центрально-кавказские перевалы,
 и по существу выполняли роль таможенников. Этнографический материал
 показывает, что это оставалось традиционным занятием осетин  вплоть до 19 века
http://oset-history.narod.ru/
Приложение: на картинките сасанидски войно от  
www.roman-glory.com







Няма коментари: