неделя, април 22, 2012

Форумна конференция с Борис Урусов

Борис Урусов е завеждащ отдел по политология при Карачаевски научно-иследователски институт,журналист


Добрый вечер! Да я готов. И заранее прошу прощения у форумчан за возможные технические ошибки в ходе конференции с моей стороны. Я честно признаться впервые участвую в такого рода формате общения.


1. Как вы оцените в Тбилиси 8-ого марта мероприятия? 2. Как вы оцените межэтнические взаимоотношение в КЧР? 3. Есть ли перспектива приодаление клановости в КЧР? 4. Как обстоит вопрос с единым флагом народа таулу?


И я вас приветствую, добрый вечер! Лично я оцениваю это мероприятие, конечно, позитивно. Думаю, чрезвычайно важно и замечательно что в грузинском обществе есть желание перевернуть эту трагическую страницу нашей общей истории и развивать наши отношения в духе дружбы и добрососедства.Межэтнические отношения в Карачаево-Черкесии как то однозначно оценивать не желательно. Если рассматривать постсоветский период истории КЧР можно отметить что не редки и конфликты, встречаются и устойчивые проявления обоюдной нетерпимости. Но в алармистских, пессемистских тонах я бы, динамику развития межэтнических отношений рассматривать не стал бы. В основном, кризисы в межэтнических отношения возникают в периоды распределения власти между политическими группировками в КЧР. Влиятельные силы часто используют этот ресурс как форму давления. Соответственно, по мере достижения между этими группировками консенсуса спадает напряжение. В быту же, например, количество межэтнических браков достаточно велико что является одним из свидетельств отсутствия у народов КЧР какой то особенной, обусловленной вражды и неприязни. Нет! Таких перспектив нет ни в Карачаево-Черкесии, ни вообще где-либо в мире. :) Кланы это одна из естественных форм самоорганизации любой власти. Назовите мне хоть одно государство мира где по другому! Другое дело что политические традиции конкретного народа и конкретного государства могут находиться в стадии неустойчивости. То есть еще не сложились определенные и принятые всеми сторонами правила игры и становящиеся основой консенсуса в элите.

Вопрос о едином флаге? Ну, вверху этой темы, рядом с моим фото есть флаг который принимается всеми таулу и отвоевывает свое место. Это древний символ который является естественным для нас. Он встречается практически везде. Начиная от орнаментов на национальных войлочных коврах, заканчивая изображениями на могильных надгробиях.

Приветствую вас Борис на нашем форуме. У меня вот такие вопросы к вам

1.Какая этнополитическая ситуация сегодня в Карачаево-Черкессии и обсуждается ли вопросы среди карачаевцев о разделе республики?


Ситуация в Карачаево-Черкесии на сегодняшний день относительно стабильная. Можно так сказать. Основные требования различных общественных сил в республике друг к другу удовлетворены. Стороны старательно избегают действий которые могут осложнить межэтнические отношения. Напротив отмечаются признаки консолидации по некоторым вопросам у этнических общественных организаций КЧР. Но появились признаки внутрикарачаевского и внутричеркесского раскола, обусловленных внутренней борьбой элит.
Вопросы же раздела республики в среде карачаевцев в настоящее время обсуждаются в достаточно узком кругу, в основном в среде гуманитарной интеллигенции. Широкого публичного обсуждения нет.


2. В культурным плане, как идет возрождение карачаево-балкарской культуры и традиций после возвращения из депортации?

Здесь, в этом вопросе ситуация неоднозначная. На мой взгляд, в настоящее время для нас уместнее говорить о культурном развитии, а не возрождении. Этап возрождения, хотя и довольно бестолково, но уже пройден. Хочу отметить что именно этот вопрос (хотя и не только этот) становится одним из примечательных и частых мотиваторов для идей административного раздела Карачаево-Черкесии на отдельные Карачай и Черкесию. По мнению многих интеллектуалов, в таком виде как сейчас наша республика сильно сужаются возможности по развитию, как карачаевцев, так и адыгов КЧР. Мысль в том, что за те скудные государственные бюджетные ресурсы, предназначенные для культурного развития, часто возникает объективно никому не выгодная и непродуктивная конкуренция. Ну а в той части, где государства учасстие не требуется и можно обойтись силами общества там все идет и развивается достаточно хорошими темпами.

Добрый день, такой вопрос: если в связи с событиями в Сирии со стороны черкесов предпринимются какие-то действия по решению вопроса репатриации, то почему карачай-балкарские организации совсем не озаботились этим же вопросом в отношении карачай-балкарской сирийской диаспоры?

Приветствую, вас Berzek. Хочу отметить следующее – в отличии от сирийских черкесов от карачаево-балкарской диаспоры Сирии, ни от кого из них, насколько мне известно, не поступало никаких обращений. Поэтому в этом вопросе карачай-балкарские организации в случае попыток поднять вопрос могут оказаться в щекотливой ситуации. Возможно, это связанно с тем, что та немногочисленная диаспора в Сирии, которые являются в большинстве своем выходцами с территории нынешней Балкарии, не поддерживают личных родственных связей с исторической родиной в отличие от, например диаспоры в Турции, с которыми напротив контакты интенсивны. Либо же возможно что в местах их расселения ситуация более стабильная и безопасна. Мне трудно судить об этом. Со стороны
В тоже время хочу вам напомнить, что глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов буквально недавно сделал публичное заявление о готовности принять в случае начала процесса репатриации черкесов из Сирии, воспользовавшись уже имеющимся опытом по господдержке переселенцев-карачаевцев из Средней Азии. Кроме того, сенатор от Карачаево-Черкесии Вячеслав Дерев был в составе делегации недавно посетившей Сирию для изучения вопросов на месте. И вопросы эвакуации (я бы в данном случае использовал это слово) наших соплеменников, вероятно, будут решаться, если такое желание все-таки возникнет у сирийских карачаево-балкарцев, совместно с черкесскими партнерами.


Вопрос такой -
Какая диаспора имеется у карачаво-балкарского народа зарубежем.

Ну, у карачаевцев за рубежом достаточно немногочисленная диаспора. В Турции по приблизительным оценкам около 35 тысяч человек, в Средней Азии и Казахстане около 5 тысяч, в США также, по самым приблизительным оценкам около 5 тысяч, до 3 тысяч в Сирии. Имеются также немногочисленные общины в странах западной Европы.

Борис, как идет процесс консолидации карачаевского и балкарского народа в единую нацию? Какие вызовы имеет карачаево-балкарский народ?

Процесс консолидации идет ровно таким темпом, в каком он возможен в сложившихся обстоятельствах. Карачаевцы и балкарцы разделены в двух республиках и это главный вызов для нашего народа. В такой ситуации постоянно возникают разные текущие повестки, что как вы понимаете, отнюдь не способствует или не помогает процессу консолидации. Любые иные текущие вызовы несущественны в данное время. 

1.Какое отношение у карачаевцев и балкарцев к идеи репатриации адыгов на историческую родину и восстановлении единого черкесского государственного субъекта?

К идее репатриации адыгов у карачаевцев спокойное отношение. Каких-либо угроз в этом процессе для себя, большинство карачаевцев, не видит, и потому отношение ровно такое, какое и должно быть.
И к идее объединения черкесских республик в единый субъект федерации отношение спокойное, если этот сценарий предполагает административный раздел на взаимоприемлемых условиях. Я бы сказал, что в таком случае, даже благожелательное отношение.


2. Нас интересуют, какие общественные организации имеются у карачаевцев и балкарцев, которые занимаются проблемами народа.

Самые крупные и заметные организации это прежде всего «Барс эль» недавно учрежденный на базе фонда «Эльбрусоид» - они концентрируются в основном на развитии человеческого потенциала и до сегодняшнего дня пока избегали регулярного участия в политическом процессе. Это, недавно учрежденная на базе пяти общественных движений организация «Карачай алан халк» - концентрируется в основном общих вопросах. Есть также «Демократическая организация «Джамагат» основная программная цель, которой полная реабилитация карачаевского народа. Недавно также возродился Союз карачаевской молодежи. Могу также отметить набирающий влияние клуб интеллектуалов «Аланский Эрмитаж» целью которых является просветительство.
И
Източник

Няма коментари: