четвъртък, август 27, 2009

"Радио Муэдзин"

Документальный спектакль швейцарского режиссера Штефана Кэги "Радио Муэдзин" этим летом не успевает переезжать с фестиваля на фестиваль. Одной только популярности группы "Римини Протокол" — содружества трех режиссеров, ставящих спектакли не с актерами, а с обычными людьми, непосредственными носителями особого жизненного опыта,— для такого успеха было бы недостаточно.
Событием, на сей раз вызвавшим интерес Штефана Кэги, стало принятое несколько лет назад решение религиозных авторитетов Египта и египетского министерства по делам религии. Тогда верховный имам Египта издал фетву, согласно которой призывы верующих к молитве должны быть унифицированы. Страшный гвалт муэдзинов, стоящий над большими городами,— одни начинают призывы чуть раньше назначенного времени, другие чуть позже, музыкальные способности и голоса у всех тоже разного качества — должен был вскоре отойти в прошлое. Звать правоверных к намазу станет радио, голос муэдзина един для всех, и транслироваться он будет из центральной студии. И тем, кто занимался сим богоугодным ремеслом, грозит безработица, символом которой должен служить огромный серый громкоговоритель, остающийся на сцене в конце представления.
Господин Кэги собрал на сцене четырех египтян, чьи жизни означенное решение должно было капитально изменить. ...Один из них, слепой, каждый день едет два часа на маршрутном такси из дома, чтобы читать в мечети Коран,— кстати, многие муэдзины слепы: те, кто не видит земной мир, наверное, более убедительны в призывах к миру небесному. Второй, благообразный седобородый старик, пришел к религии довольно поздно, после того как попал в аварию и едва не потерял способности двигаться. Третий учил Коран с детства...
За спинами мужчин на видеоэкранах показывают их родной Каир: уличные пробки, по которым один добирается в мечеть, небольшой молельный дом, в котором проводит дни другой. Иногда они показывают зрителям некоторые реальные предметы своего обихода, например электронные часы, каждый день сообщающие актуальные на сегодня часы намаза ("раньше они производились для нас в СССР, теперь все китайское", как комментирует один из экспертов). К этим людям, без всякого внешнего фанатизма занимающимся тем, что они любят и во что верят, невольно проникаешься симпатией. Штефан Кэги словно и не высказывается напрямую об исламе. В этом, кстати, отличительная особенность театра "Римини Протокол" — умение выделить из любой проблемы частное, человеческое содержание. ... Роман Должанский
Коммерсантъ

Няма коментари: