четвъртък, май 28, 2009
Ирано-византийски договори.Персийска колония на Кавказ.Таваспар и хайландур
Тук ще напиша откъси от една статия : Сасанидская эпоха и нахо-дагестанские этносы. Автор: Тимур Айтберов, для ИА "Кабал"
Известно, что в начале 80-х годов IIIв. персидские позиции в Закавказье, по крайней мере на территории Великой Армении, сильно ослабли. Что же касается Восточной Грузии, граничащей с Дагестаном, то признавала она тогда фактически, сюзеренитет Рима99. Вместе с тем, однако, в 293г. выразили «почтение» шахиншаху Нарсе (293-302), принадлежавшему к династии Сасанидов,– в числе других правителей небольших стран – царь Восточной Грузии, «царь» прикаспийских маскутов и «царь» вышеупомянутого Сикана // Шикана (по-гречески «Махелония»). Правители этих закавказских территорий небезынтересных для нашей темы, стояли тогда – согласно памятнику среднеперсидской эпиграфики, – в числе лиц являвшихся носителями определенного политического значения в иранской империи и сторонниками ее названного выше правителя100 III в.н.э.
В началото на 80-те г на 3 век персийските позиции в Закавказието – Велика Армения отслабват.Източна Грузия граничеща с Дагестан признавала сюзеренитет с Рим.В 293г изразили почит на шахиншаха Нарс от династията на Сасанидите следните страни – царя на прикаспийските маскути ;царя на Сикан/по гръцки Махелония/; царя на Източна Грузия.Управляващите тези държави биле с определено политическо значение за иранската империя.
Так, есть известия, что имело место это в период очередного противостояния двух великих держав того времени – Рима и Сасанидского Ирана, которое проистекало, во многом, из устремлений последнего добиться «выхода к Средиземному морю», чтобы свободнее было торговать (к примеру, китайским шелком) с территориями лежащими на западе и, таким образом, быстрее богатеть.
Аршакидская Великая Армения, чьи правители происходили из рода лишенного политической власти в Иране, стояла в названные выше годы твердо на проримских позициях. В связи с этим, в свою очередь, «царь» прикаспийского Маскута, проводя тут политическую линию шахиншаха Шапура II (309-379 гг.), совершил вторжение в пределы Армянского царства. Имело же место данное событие в пределах конца 30-х – начала 40-х годов IV в. н.э.101 При этом, как пишет Мовсес Хоренаци, армянин, указанное вторжение, осуществленное в пределы Великой Армении, производили маскутские Аршакиды не только своими – массагетскими силами, но и привлекали они к делу этому население «северной страны Кавказа»102. Подразумевается же под последним, скорее всего, лезгины и лезгинские племена из окрестностей Шахдага – обитатели гор покрытых вечными снегами. Далее, другой средневековый армянин Фавстос Бузанд (2-я половина V в. н.э.) пишет по поводу данного нашествия, что маскутский Аршакид по имени Санесан собрал для этой акции воинов многих восточнокавказских племен, которыми он якобы «повелевал», а были в числе их: табасаранцы (таваспар)*, хечматаки, ижмахи, шичбы, чилбы и другие103.
В този период съществува противостояние между Рим и Сасанидски Иран за изход към Средиземно море за свободна търговия с територии намиращи се на запад.Аршакидска Армения стояла твърдо на проримски позиции.Царя на прикаспийския Маскут извършва нападение над Армения , като привлякъл население от северната страна на Кавказ.Бузанд изброява тези племена: табасаранци/таваспар/* ,хечматаки, ижмахи,шичби,чилби и др.
К 70-м годам IV в. власть в степях Северного Кавказа переходит от аланов, прикочевавших ранее из Приаралья, к новым азиатским пришельцам, известным как гунны, которые создают позднее свое «государство» в Восточной Европе. Значительное количество ученых считает последних, при этом, тюрками, хотя имеются и иные точки зрения106. В любом случае, однако, нет – думается, – оснований сомневаться в том, что среди кочевников этих, были тунгусо-манчжуры, угры и монголы, которые, однако, группировались вокруг гуннов. Имело место это по крайней мере в среде гуннских племен обосновавшихся на Северном Кавказе в V-VII вв.107
В 4в власта над степите на Северен Кавказ преминава от аланите в ръцете на хуните – тюрки сред които има тунгусо-манджури,угри и монголи.Хунски племена се обосновават на Северен Кавказ 5-7в.
Власть албанских марзпанов113, которую подпирало, наверное, заселение в Кабалинскую зону ираноязычных и армяноязычных (?) колонистов, была жизненной реалией на обширной территории. Она распространилась – по крайней мере, в V в. н.э. – на почти всю территорию современного Азербайджана, а также на прилегающую к нему, по крайней мере восточную, часть Северного Лезгистана, включающую и г. Дербент, где уже сидели ранее «марзпаны Чора». Из этого вытекает, соответственно, что все то время, пока сасанидские марзпаны Албании (Ардан) сидели в Кабале, имел место иранский военно-политический контроль над долиной Самура, над ее правобережьем как минимум. Выступал же он, думается, в форме возведения там укреплений и создания при них небольших ираноязычных колоний, начавших свое существование среди масс дагестаноязычного населения.
Сасанидските марзапани в Албания/Ардан/ осъществявали военно-политически ираански контрол над долината на р.Самура.Вероятно там има укрепление и ираноезична колония която започва съществуване сред дагестаноезичното население.
В начале V в., в правление Ездигерда I (389-421), принадлежавшего к династии Сасанидов, Иран обратился к вопросу охраны Кавказских проходов, ибо к северу от него – в степях – обосновались к тому времени могучие гунны. Хорошие отношения с Византией (шахиншах считался даже опекуном многолетнего императора) вылились, при этом, – в интересующем нас аспекте – в решение о совместном финансировании той охранной деятельности. Позднее, однако, в правление шахиншаха Бахрама V (до 439г.) отношения между сасанидским Ираном и Византией – продолжательницей римских государственных традиций начинают вновь обостряться; хотя в 424 г. византийцы подтвердили, что будут они принимать финансовое участие в «охране Кавказских проходов», то есть – в сооружении и содержании персидских крепостей на землях нахо-дагестанцев. В таких политических условиях – Армения была уже, кстати, превращена (в 428г.) в иранскую провинцию - дела доходят, в конце концов, до очередной ирано-византийской войны. В ходе ее удача сопутствовала в общем-то Византии, и мало того, у Сасанидов начинаются тут столкновения и бои с эфталитами, которые создали обширное государство в пределах Средней Азии и северо-западной Индии. Со стороны же западного Прикаспия начинают тут угрожать Ирану, как империи, азиатские кочевники именуемые хайландур114.
По въпроса за охраната на Кавказките проходи от хуните Иран и Византия вземат решение за съвместно финансиране на тази дейност – финансова подръжка от страна на Византия на персийски крепости на земите на нахо-дагестанците/424г/.В 428г тече нова ирано-византийска война за Армения,Сасанидите воюват и с ефталитите, от западното Прикаспие застрашават Иран номадски племена хайландур.
Настало время очередной византийско-иранской войны, неудачной, однако, теперь уже для Византии. Продолжалась она до 442 г.н.э., а закончилась возобновлением ирано-византийского договора о совместной охране кавказских проходов. Речь идет о тех, которые находились – в современном понимании географической ситуации – на осетинских землях, на северо-западе, и азербайджанских, на юго-востоке. Иранцы, согласно упомянутому договору, должны были – понятно, – строить крепости в тех или иных местах и расставлять там гарнизоны, а византийцы – участвовать в финансировании данного проекта.
В 442г се възобновява ирано-византийския договор за съвместна охрана на кавказките проходи – тези които се намират на осетинските и азърбеджанските земи.Иранците строят крепости , а византийците участват с финансиране на проекта.....
Перечисленные вторжения «северян» в качестве которых выступали с IV в. н.э. племена гуннского культурно-политического круга, доставляли неприятности Сасанидской империи. Они наталкивали иранцев – несомненно – на мысль о продолжении и усилении процесса возведения оборонительных сооружений на Восточном Кавказе и переселения туда военных колонистов.
Тексты армянских историков V в., а также иные источники, фиксируют иранские оборонительные сооружения на Восточном Кавказе уже в 40-е годы Vв., причем, на границах, и даже в пределах, зон исконного проживания нахо-дагестанцев. При этом указанные сооружения – «Врата Чора», представляющие собой крепость на горе и крепостную стену из сырца, которая имела длину более чем в 3,5 км., а также город «Шахристан» Ездигерда, возведенный в низовьях р. Гюльгерычай, и т.п. – имели гарнизоны. Были они составлены, в значительной степени, из имперцев – из иранцев, которых привели Сасаниды на Кавказ, и, может быть, из сюникских армян, но не из местных жителей. Так было при «Воротах гуннов», а также в «крепости Чора», то есть в Дербентском проходе, и в Дарьяльском ущелье. С другой стороны – следует, наверное отметить, что названные укрепления не составляли для северян V в. такого препятствия которое невозможно преодолеть. Так после начала в 450г. антииранского восстания в Закавказье, в центре которого находились армяне, охваченные идеей воссоздания своей государственности, имело место (в 452г.) вторжение туда северокавказских кочевников. Это были гунны, ворвавшиеся на земли лежащие к югу от Дербента и Дарияла, причем совершившие это, предположительно, через западный Прикаспий116.
Така гарнизоните се състояли от иранци и ли сюникски арменци , но не из местните жители.В 450г започва антииранско въстание започнато от арменците за възстановяване на своята държава и вероятно по този повод и нападение на северокавказки конни племена – хуни.
Там, в зонах исконного проживания нахо-дагестанцев, начали расставлять, при этом, - по указанию вышеназванного Сасанида – гарнизоны из пехотинцев и кавалеристов и расселять военных колонистов, происходивших из числа этнических иранцев и, может быть, армян. Делалось же все это в качестве дополнения – создавалось последнее на базе богатого исторического опыта Ирана – к уже существующим «Длинным» стенам западного Прикаспия, а также в виде средства позволяющего усилить древний оборонительный комплекс Врата против аланов, возведенный в Дарияльском ущелье не позднее аршакидской эпохи.
Иранските колонисти можеби биле пехотинци и кавалеристи.
Такое же, примерно, статус – в системе иранской империи Сасанидов – пожалован был и правителям лесистой лезгинской территории, именуемой «Балх»177. Местоположение «Балха лакзов» 2-й половины VI в. является одной из загадок современного кавказоведения. Можно, впрочем, предположить, что располагался этот Балх в западной части Южного Лезгистана – к примеру на так называемой Хачмазской дороге, проложенной в пределах Кабалинской зоны РА. Там, кстати, лезгинское народонаселение многочисленно и поныне...........www.khabal.info
Древние иранцы и Кавказ
Явно къде се намира Балх все още е загадка и за кавказките учени.
...................
*табасаранци/таваспар/ - възможно древнотюрско племе/ Сторонники ираноязычности считают, что имя из иранского спар : «напирать,
наступать» (Абаев, 182). Но они не объясняют, откуда появился начальный
звук а. Быть может, Аспар является персонифика-
цией названия древнетюркского племени таваспар. Он в армянски источниках
IV—V вв. зафиксирован дважды /История Армении Фавстоса Бузанда. Ереван,
1953, 15; К. В. Айвазян./ real-alania.narod.ru/
Приложение:Снимка на Дербент by shax-dag.ru
Абонамент за:
Коментари за публикацията (Atom)
Няма коментари:
Публикуване на коментар