понеделник, май 11, 2009

Свадебные обычаи описыные в болгарских песен,немецких сагах и тюркских эпосов

В работе автора Иван Венедиков «Златният стожер на прабългарите» расматриваются свадебные обичаи описыные в болгарских песен,немецких сагах и тюркских эпосов и общие мотивы между ними.Попитаюсь своими словами передать идея автора./http://www.promacedonia.org/iv_stozher/index.htm /

Эпохы украсили свадьбу странными обычаями и символическими обрядами.Над невестой выполняются магические действия кои надо принесут ей богатство и плодородие.Девочку воспитывали что надо выберет мужчину сильнее всех ,а он надо показат свою силу в свадебных играх.В болгарских обрядных песнях описывается такие игры - соревнования между кандидатов.В одних из них женихи надо сделать подвиг/унер/,в других надо соревноватся с девочку.В болгарских песнях дева-юнак строит город,а кандидаты в женихи надо сделать подвиг - разрушение города.

Дойна е мома град градила,
/Дойна город строила/
град градила, наричала:
/строила и предназначила/
който е юнак над юнаци,
/ кто герой из героев/
да разбие Дойнин града,
/и разломит город/
той ще вземе Дойна мома.
/он женится на деву/
................

В неделя идат три рала сватои
/Во восскресение идут трое лемеха сваты/
и со ними — три китени зетой:
/с ними – трое пышные женихи/
во дворои унер ке чинеат.
/на дворе подвиг будут делать/
Кой по голем унер ке ми сторит,
/Кто крупнейший подвиг сделать/
той ке земит моя мила керка
/он возмет моя дочь/

Часть немецких сагах посвященные свадьбу митологичной героини Брюнхильда.Этой образ девочки в кольчуге и с оружием приближается к образу болгарской девочке -юнак.И двое требовают женихов свадебные игры.Эти игры могут быт поединок копием,бросание каменя,прыжок.Тот кто будет побежден погибнет ее руке.

Царила королева на острове морском,
Была она прекрасна и телом, и лицом,
Но женщины сильнее не видел мир досель.
Она могла, метнув копье, насквозь пробить им цель
И, бросив тяжкий камень, прыжком его догнать.
В трех состязаньях с нею был верх обязан взять
Любой, кто к королеве посвататься решался,
Но, проиграв хотя б одно, он головы лишался.
Вот так она сгубила немало удальцов.
Узнали и на Рейне о ней в конце концов,
И славный вормский витязь о деве возмечтал.
Союз их брачный роковым потом для многих стал.
.........................
Она в ответ: "Коль скоро ты лишь простой вассал
B господин твой вправду моей любви взалкал,
В трех состязаньях должен он победить меня,
А проиграет - вас казнят до истеченья дня".
Владелец Тронье молвил: "Нам, госпожа, ответьте,
В чем будут заключаться три состязанья эти.
Ужель они и вправду столь трудны могут быть,
Что мой король откажется от мысли вас добыть?"
"Он бросить должен камень, догнать его прыжком,
Затмить меня в уменье цель поражать копьем.
С решеньем не спешите,- добавила она,-
Не то вас ждет бесчестие и смерть вам суждена".
..............................
Безмерной силой дева была наделена.
Внести метальный камень велела в круг она,
А этот тяжкий камень размером был таков,
Что подняли его с трудом двенадцать смельчаков.
Вслед за копьем метала она его всегда.
Почуяли бургунды, что им грозит беда.
"Вот горе! - молвил Хаген.- Король влюбился зря:
В мужья ей нужно дьявола, а не богатыря".
/Песнь о Нибелунгах/

Тежък калпак, пуст да ѝ остане!
Как го носи Арватка девойка!
Разсърди се Арватка девойка,
/Рассердилась Арватка дева/
та потегли оловна камджия
/Подняла свинцового кнута/
и е всички по веднъж шибнала,
/и все одного раза хлестнула/
само Марко и дваж и триж шибна,
па ги кара у нейни дворове
и ги хвърли у зандани тъмни.
/Крали Марко и Арватка девойка/

Когда жених не может выполнить подвиг и в сагах и в обрядных песнях он заменяется одному из сватов.
В тюркских эпосов описывается свадьба героя и свадебные игры и свадебные обычаи - «къз качар»,«къз бери»/дева-волк/,«къз кову».
«У царя Кайду была дочь; звали ее по-татарски Ангиарм, а по-французски это значит светлая луна. Была она очень сильна; не было в целом царстве ни юноши, ни витязя, кто мог бы ее побороть; побеждала она всех. Отец хотел выдать ее замуж, а она этого не желала, и сказала, что не выйдет замуж, пока не сыщется такой витязь, кто победил бы ее; разрешил ей отец выходить замуж по собственному выбору; обрадовалась царевна этому решению и возвестила по разным странам, что выйдет за того, кто захочет с нею побороться и победит ее. Узнали об этом во многих странах и землях, и много благородных юношей из разных стран приходили попытать счастье, и делалось испытание вот как: приходил царь в главный покой дворца со многими людьми, мужчинами и женщинами, а потом выходила на середину покоя царская дочь, разряженная, в богато расшитом сандальном платье, приходил и юноша в сандальном наряде; и было условлено, коль юноша ее победит, на землю повалит, то возьмет он ее в жены; а коль царская дочь победит витязя, проигрывает он сто коней и отдает их царевне.
.............................

Коротко сказать, схватились они оба; один тянет в одну сторону, другая в другую; но случилось так, что царская дочь победила и бросила юношу на дворцовый пол. Так-то был побежден царевич, и не было никого в целом покое, кто не огорчился бы этим.
Водил, скажу вам, еще царь Кайду дочь, что царского сына победила, во многие битвы, и во всех схватках не нашлось витязя, кто бы взял над ней верх. Не раз, скажу вам, отправлялась дева ко врагам, силою захватывала витязя и приводила его к своим. Случалось это много раз»/Марко Поло. Книга о разнообразии мира/

Возможно когда-то эти мотивы были общие для тюркских,немецкихи болгарских эпосов.
И в трех эпосов дается некая роль сестру младоженца .Она помогает брату.В болгарских песен она не имеет имя в «Песнь о Нибелунгах» она зовется Кремхилда,а в тюркских эпосов - Калдъргач.
Есть еще один мотив - дитя-юнак ,которой имеет тюркский произход.

«А когда дитя на свет явилось,
С матерью заговорило тотчас:
"Пеленай меня, милая мати,
Пеленай пеленкой кумачовой,
Повивай повоем златотканым.
Дай мне сроку три дня и три ночи,
Дай мне сроку - я посплю маленько".
Мать исполнила дитяти волю.
Через три денька оно проснулось,
Пробудившись, вновь заговорило:
"Ой ты, матушка моя родная!
Есть у тебя резвый конь отцовский,
Есть отцово у тебя оружье?"
Отвечает сыну мать родная:
"У меня есть резвый конь отцовский,
У меня отцово есть оружье!"
"А отцова белая одежда?"
"Есть, сынок, и белая одежда!"
"Коли так, достань ее, родная!"»
/Малое дитя и ламия /

Няма коментари: