сряда, юни 24, 2009
Съвети за управители
Мухамед Бака Термези бил дервиш в края на 17в. известен като Ходжа Самандер Термези.Името Самандер му било дадено изглежда заради острия му език.В 1106-1107/1694-1697 / по желанието на високопоставен юноша написал Дастур Ал-Мулук/ "Назидание Государям"/.Въпросният юноша се готвел да става правител, но името му остава неизвестно.
........
ДАСТУР АЛ-МУЛУК
ГЛАВА ПЕРВАЯ - О СПРАВЕДЛИВОСТИ
Во время битвы человеку нужен надежный сосед.
Похвальным качеством царя царей является его справедливость,
Покровительство бога служит для него убежищем безопасности,
Если шах раскается в своей справедливости,
Страна придет в упадок от притеснения.
Если исчезнут законы управления страной,
Разрушится основа мира
Дорогой мой, государям следует проявить усердие в изучении дел страны и в заботе о народе, начертать на скрижалях сердца [слова] ”почитание божьей воли”, озарить на ристалище милосердия знамя, [на котором написаны слова] ”забота о божьих тварях”.
ГЛАВА ВТОРАЯ — О ХРАБРОСТИ
Дорогой мой, пока не будешь сравнивать форму копья со станом возлюбленной, не сможешь обнять красавицу [твоего] желания. /Та 6/ Если проливающую кровь стрелу не будешь представлять себе в виде кокетливого взгляда возлюбленной, в зеркальной поверхности меча не отразится лик [твоих] упований. Когда ты вообразишь себе бунчук [боевого] знамени в виде вьющихся локонов, тогда кольца кудрей красавицы будут обвивать твою шею. Только тогда ты заставишь невесту [своих] желаний уединиться, когда приблизишь изгиб лука к дуге своих бровей. Иными словами, не испытывая трудностей, нельзя получить доступ к предметам роскоши, [находящимся] в сокровищнице, не получая царапин от острых шипов, невозможно обозреть розовый цветник.
Иначе казано,без да се натъквате на трудности, няма да можете да получите достъп до луксозни предмети, които се намират в съкровищницата; без драскотини от остри тръни, е невъзможно да се съзерцава розовия цвят
Дорогой мой, в день битвы, в час сражения бахадуру не следует направлять свои помыслы к [приобретению] славы, во время битвы он должен считать, что жизнь и имущество ничего не стоят, потому что забота о сражении лучше, чем [беспокойство] о славе, подобно тому, как говорят:
Если для тебя дороже голова, чем честь,
Твоей голове больше пристало покрывало (для женщины), чем тюрбан.
Дорогой мой, если рассудительный человек, видя, что враг посягает на его жизнь, не приложит усилий для борьбы с ним, — он ищет собственной гибели; когда он вступит в борьбу [с врагом], ему не избежать [одного] из двух обстоятельств: если он одержит победу, на страницах времени он оставит [по себе] славу; если враг одолеет его, по крайней мере, его не сочтут трусом. Люди не будут осуждать его [за малодушие].
Когато човек встъпи в борба с врага,ще го постигне едно от двете обстоятелства: ако той е победител,ще се прослави;ако е победен - хората няма да го осъждат за малодушие и страхливост.
Дорогой мой, безумцем называют такого человека, который во время войны ищет мира, а в мирное время стремится к войне, там, где надо воздвигать стены для победы [над врагом], /Та 10/ он раскрывает ворота благодушия, он не знает того, что говорят: |
Если враг хочет мира — не возражай,
Если же он хочет войны — не уклоняйся
Если владеешь знаниями, выясни суть [явлений],
Внешностью не обольщайся, ибо она ничто
ГЛАВА ТРЕТЬЯ — О ПРОЯВЛЕНИИ ЗАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРЕВЫХ СЛУГ
Везде, где низкий [человек] становится предводителем войска,
Все области страны приходят в столкновение друг с другом.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ —О НАЗНАЧЕНИИ ЦАРСКИХ СЛУГ
Дорогой мой, прояви усердие в воспитании способных людей, не уважай бездарных людей за заслуги их отцов; достоинство человека [определяется] его способностями, а не родом его отца.
Дорогой мой, проницательный ум и украшающую мир мысль во всех случаях, при всех обстоятельствах следует считать справедливым судьей, превосходным исследователем, ибо природа человека отличается от [природы] прочих [живых существ] ясностью ума.
Дорогой мой, в гардеробе неведомого [мира] для каждого человека сшита специальная одежда соответственно его росту, в сокровищнице господней для каждого человека уготовлен |Л 136а| особый почетный халат по его росту, каждый человек в состоянии что-либо делать, всякий человек пригоден [к какому-нибудь] делу.
ГЛАВА ПЯТАЯ — О ПРОЯВЛЕНИИ КРОТОСТИ
Меч кротости острее железного меча,
Даже победоноснее, чем сотни армий.
Джалал ад-дина Руми
Ни одну плодоносную ветку [дерева], которую ты взрастил,
Не ломай своей рукой, ибо это твое поражение
Хусейн Кашифи
"сдерживающий гнев” — тот, кто не усердствует в наказании,
"прощающий” — /Та 24/ тот, кто следы неприязни смывает с поверхности сердца
”делающий добро” — |Т 11а| тот, кто, вторично испытывая гнев, не приходит в ярость...
...........
Приложение:Снимки от Бухара и Самарканд,Бунчук
Абонамент за:
Коментари за публикацията (Atom)
Няма коментари:
Публикуване на коментар