откъси от "Туранская писменость" на Азгар Мухамадиев
Кроме монет, чеканеных в Туране с начала новой эры, в Поволжье и Приуралье начинают поступать различные художественно выполненные сосуды из драгоценных металлов. Все это многообразие в виде монет и редких сосудов свидетельствует о росте торгового обмена между Тураном и Поволжьем и Приуральем, но и о крупных перемещениях населения и образовании новых союзов.
Съдовете намерени в Поволжието и в Урал от началото на новата ера ,говорят за търговски обмен между Туран и Поволжието , преселение на народи и образуване на нови съюзи.
Судя по индуистическому содержанию большинства надписей на сосудах, наличие на некоторых из них четверорукого божества, держащего скипетр, палицу, символ луны и солнца, которым поклонялись гунны, в том числе туранцы, не является случайным. Индуизм, надо полагать, особенно в период кушанского владычества, достаточно глубоко вник в верования и культуру туранцев. Видимо, сосуды из драгоценных металлов пользовались большим спросом как особые ритуальные предметы с начеканенными на них изображениями богов и рисунками религиозных символов.
Предполага се , че индуизмът дълбоко е навлязъл в културата на туранците и хуните в периода на кушанското владичество .
Наличие на некоторых сосудах индийских богов, видимо, толкнуло Страленберга, попавшего в плен при Полтаве шведского офицера, пытаться доказать существование в древности великого торгового пути из Индии в Биармию и к Белому морю. Пермский коллекционер В.Ф.Теплоухов высказал предположение, что древние жители северных районов использовали древнее серебро в языческих святилищах, а некоторые этнографы описывали случаи, когда в остяцких святилищах использовали металлические тарелки и монеты европейского происхождения
Наличието на индийски богове на тези съдове,накарало Страленберг да се опита да докаже съществуването в древността на търговски път от Индия в Биармия и към Бяло море.
Древние интенсивные торговые связи возникали не только потому, что имелся какой-то важный продукт для вывоза или для торговли, но и потому, что появлялись более развитые племена - торговцы или созданные ими сильные племенные союзы или государстваКак же называли себя эти племена? Думается, не могло бесследно исчезнуть со страниц письменных источников самоназвание этих достаточно известных и сильных племен.
Тези търговски връзки може да се основават единствено на създаване на силни племени съюзи.Въпросът е - кои са те?
Вероятно, продвижение на север племен с туранской письменной культурой началось еще в IV в. и было связано с распадом Кушана и усилением влияния Ирана. От Кушанского царства Ираном была отторгнута значительная часть его земель: Сакастан, Турестан и т.д. Похоже, основными причинами переселения являлись религиозные притеснения со стороны персов-огнепоклонников после захвата ими туранских земель.
Освободительную борьбу против сасанидского Ирана начали южные кочевники кидариты и жители севера белые гунны - эфталиты. Эфталиты исповедовали буддизм, заимствованный от кушанов. Кстати, сами племена кушу входили также в группу тюргешских племен
Иран откъсва от Кушанската държава Сакастан,Турестан и др.земи.Основните причини за преселението са религиозните притеснения от страна на персите -огнепоклонници.Освободителна война започват номадите кидарити и живеещите на север бели хуни - ефталити.Ефталитите исповядват будизъм заимстван от кушаните.Племената кушу влизат в групата на тюргешките племена......III.Надписи на сосудах